Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 198 человек

Педагогам УО

Дата: 16 июля 2014 в 15:17, Обновлено 21 ноября 2017 в 14:16

Есть вопрос?
Мы готовы помочь найти ответ!

 Вы нуждаетесь в помощи по организации психолого-педагогического сопровождания приемных, опекунских семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?  У вас есть вопросы по организации образовательного и воспитательного процесса с несовершеннолетними, имеющими статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?  Вам важно знать особенности развития и возможности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Если у вас есть проблемы во взаимодействии с приемными родителями и опекунами? 

Вы можете обратиться за помощью к специалистам сектора защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

8 0214 44 28 63

Педагоги-психологи:

Ловейко Татьяна Павловна                                                          Шептун Анна Петровна

8 (033) 336 65 03                                                                                  8 (029) 517 14 90

Педагоги социальные:

Селицкая Вера Геронимовна 

8 (033) 613 77 11 

Также вы можете задать свои вопросы по электронной почте  spc_polotsk@mail.ru 

 Вы нуждаетесь в консультативной методической помощи по ведению учетно-профилактических дел несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении?  У вас есть вопросы по организации образовательного и воспитательного процесса с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении?  Вы хотите, чтобы на заседании   Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних присутствовали специалисты СПЦ ? Если у вас есть проблемы в организации продуктивной работы с родителями, воспитывающими детей, признанных находящимися в социально опасном положении?

Вы можете обратиться за помощью к специалистам сектора профилактической работы и социального  патроната:

8 0214 44 28 63

Педагоги-психологи:

Лукьяненок Алла Борисовна                                                           

8 (033) 361 90 48                                                                                  

Педагоги социальные:

Горбуля Анна Станиславовна 

8 (033) 62 52 486

Ворона Татьяна Александровна 

8 (029) 51 54 150 

Также вы можете задать свои вопросы по электронной почте  spc_polotsk@mail.ru

Дети из семей алкоголиков…

Адресуется  педагогам, педагогам социальным и педагогам-психологам учреждений образования.

ВВЕДЕНИЕ

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать.

Исследование личности людей, склонных к употреблению алкоголя, обнаружило их слабоволие и безответственность, неумение и нежелание преодолевать трудности, стремление к получению удовольствия легким путем. Такие люди часто отрицают «всё и вся». В отношениях с людьми они обычно не способны учитывать точку зрения собеседника, сочувствовать и сопереживать другим людям, и поэтому им, как правило, трудно поддерживать стабильные нормальные взаимоотношения с окружающими.

  Алкоголизированным личностям свойственно совершать импульсивные поступки, приводящие к быстрому удовлетворению желаний. Препятствия, возникшие на пути к желанной цели, игнорируются, либо для их преодоления используются неадекватные обходные пути, как правило, связанные с нарушением социальных норм.

Под воздействием алкоголя растормаживаются влечения, появляются выраженные нарушения поведения, исчезают переживания за себя и близких, критичность поступков. Алкоголики с легкостью принимают жизненно важные решения.

Взрослые в алкогольной семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. Для противостояния общественному мнению такие больные, как правило, группируются с себе подобными.

Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

Психологические   особенности   людей  склонных   к   употреблению   алкоголя

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать.

Главный диагностический признак алкоголизма (хронического алкоголизма) – непреодолимое психологическое влечение к алкоголю.

Стадии потребления алкоголя:

1.  начало употребления – «проба пера» – чаще всего приходится на подростковый, реже детский возраст. Реакция на первые приемы алкоголя в значительной степени влияет на дальнейшее поведение в этой сфере

2.  экспериментальное употребление – приходится на подростковый и юношеский возраст, когда подросток экспериментирует с различными алкогольными напитками с целью достижения наиболее приятного эффекта

3.  социальное потребление – употребление происходит в определенных группах и по определенным, принятым в данной культуре, социальным поводам. Сформированы предпочтения и формы употребления, вполне осознаются его негативные и позитивные последствия. На этом этапе останавливается большинство людей, но возможен переход на следующий этап

4.  привычное употребление – шаг по направлению к зависимости. Выпивки из эпизодических становятся систематическими, подыскивается компания со сходными интересами. Увеличиваются дозы выпиваемых спиртных напитков, снижается контроль за количеством выпиваемого. С ростом доз спиртного повышается переносимость организмом алкоголя, появляются признаки психологической зависимости. Нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и    раздражительность. Возможны как переход на следующий этап,  так и стабилизация на этой стадии или полное прекращение потребления.

5.  чрезмерное потребление (злоупотребление) – появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненном, тягостном состоянии организма в связи с недостатком привычного для него алкоголя, который уже включен в общий обменный процесс. В связи с этим алкоголь все чаще принимается с целью снятия «похмелья». Дозы принимаемого спиртного увеличиваются до максимальных. Полностью исчезает контроль за количеством выпитого. Эта стадия характеризуется более выраженными нарушениями интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы. Часто наблюдается немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью и гневливостью. Нередко возникают алкогольные психозы. Стабилизация на этой стадии происходит редко, люди могут либо самостоятельно, либо с помощью медицинского вмешательства вернуться к стадии 3., а у части людей формируется зависимость.

6.  зависимость от алкоголя (хронический алкоголизм) – влечение к алкоголю принимает неодолимый характер. Усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические нарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная и усиливаться личностная деградация, утрачиваются этические нормы. Более частыми становятся алкогольные психозы. Человек не способен видеть связь между своими многочисленными проблемами и приемом алкоголя. В небольшом проценте случаев в результате лечения возможен переход к полной трезвости на более-менее продолжительное время. Возвращение на стадию 3 уже невозможно.

Исследование личности людей, склонных к употреблению алкоголя, обнаружило их слабоволие и безответственность, неумение и нежелание преодолевать трудности, стремление к получению удовольствия легким путем. Такие люди часто используют отрицание как примитивный механизм защиты. В отношениях с людьми они обычно не способны учитывать точку зрения собеседника, сочувствовать и сопереживать другим людям, и поэтому им, как правило, трудно поддерживать стабильные нормальные взаимоотношения с окружающими.

Алкоголизированным личностям свойственно совершать импульсивные поступки, приводящие к быстрому удовлетворению желаний. Препятствия, возникшие на пути к желанной цели, игнорируются, либо для их преодоления используются неадекватные обходные пути, как правило, связанные с нарушением социальных норм.

Под воздействием алкоголя растормаживаются влечения, появляются выраженные нарушения поведения, исчезают переживания за себя и близких, критичность поступков.

Алкоголики с легкостью принимают жизненно важные решения.

Взрослые в алкогольной семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. Для противостояния общественному мнению такие больные, как правило, группируются с себе подобными.

Совместная жизнь с алкогольнозависимым человеком приводит к серьезным характерологическим сдвигам у других членов семьи, в частности, у жены, комплекс которых обозначается специалистами термином «созависимость». Сам больной зависит от алкоголя, а те, кто живет рядом с ним, зависят от его пристрастия и состояния.

 Созависимый член семьи часто сознательно принимает на себя роль страдальца, который вынужден безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства другого от окружающих и сохранения семьи. Например, жена верит в то, что страдает за святое дело («ради детей»), и считает себя героиней. Вера помогает ей длительно сохранять и поддерживать ситуацию, разрушительный характер которой для семьи очевиден всем. Созависимые жены вовлечены в процесс сокрытия правды и легко верят всему, особенно если сказанное совпадает с желаемым (например, что муж бросит пить и положение семьи улучшится). Они видят лишь то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. Нечестность близко соприкасается с утратой моральных принципов. Многие поступки созависимых жен мотивированы страхом: они полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, потому что действия больных алкоголизмом непредсказуемы. Созависимый супруг со временем по своим психологическим характеристикам становится все больше похожим на больного алкоголизмом. Созависимая жена также не видит связи между алкоголем и семейными проблемами. Она не может постичь, что ее собственное поведение усугубляет дисфункцию семьи.

Как больной ищет алкоголь, чтобы облегчить симптомы похмелья, так и созависимая жена, оставившая привычное для себя окружение, вновь возвращается в такую же среду.

К личностным особенностям, формирующимся в детстве и способствующим развитию алкоголизма, относятся: робость, слабоволие, конформность поведения, стремление избегать трудностей, потребность в сочувствии, затруднения в самоутверждении, установлении контактов, раздражительность, тревожность, табуизированная воспитанием сексуальность.

Психологические особенности ребенка  из алкогольной семьи

Семейный алкоголизм крайне неблагоприятно влияет на физическое и психическое (познавательное и личностное) развитие ребенка.

Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации. Эти дети не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами: с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне, появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Дети самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах.

Дети всегда страдают, если кто-то из родителей пьет. В том случае, если алкоголем злоупотребляют оба родителя, жизнь детей превращается в сплошной кошмар. Чаще всего пьющим родителем оказывается отец. Даже при наличии заботливой и любящей матери дети в таких семьях испытывают недостаток эмоционального тепла. Они становятся свидетелями бытового насилия, часто испытывают на себе физическое и психологическое давление со стороны отца. Жизнь семьи ориентирована на пьющего родителя. Настроение и спокойствие всех членов семьи может долгое время определяться тем, в каком состоянии находится отец.   

Совместная жизнь с алкогольнозависимым человеком приводит к серьезным характерологическим сдвигам у других членов семьи, в частности, у жены, - созависимости. Созависимый член семьи часто сознательно принимает на себя роль страдальца, который вынужден безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства другого от окружающих и сохранения семьи. Например, жена верит в то, что страдает за святое дело(«ради детей»), и считает себя героиней. Эта вера помогает ей длительно сохранять и поддерживать ситуацию, разрушительный характер которой для семьи очевиден всем.

Созависимый супруг со временем по своим психологическим характеристикам становится все больше похожим на больного алкоголизмом. Созависимая жена также как и алкоголик, не видит связи между алкоголем и семейными проблемами. Она не может постичь, что ее собственное поведение усугубляет дисфункцию семьи.

Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируется сложное амбивалентное отношение к матери (отцу): он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.

Особенности алкогольных семей:

–  размытость, нечеткость границ своего Я – поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие – ненормальны, теряют твердость психологической почвы под ногами

–  отрицание – многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаютсяотрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него

–  непостоянство и негативное самопредъявление – поскольку потребностям ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения

–   низкая самооценка – система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем, Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов он «заслуживает» все то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя

–  недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи

Дети, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническими алкоголизмом. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слабо развитым чувством юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях.

Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих, они не управляют обстоятельствами.

Ребенок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью вырабатываются три основных правила, которые передаются от взрослых к детям и становится их жизненным кредо: «не говори, не доверяй, не чувствуй»

 Развитие и поведение ребенка определяются тем, какую стратегию адаптации он себе выбрал в семье:

«Ужасный ребенок» - своим вызывающим поведением заставляет обращать на себя внимание и создает лишь хлопоты и напряженные ситуации. Подобная тактика имеет выраженную замаскированную цель – отвлечь родителей от алкоголизма и заставить их сконцентрироваться на проблеме ужасного поведения ребенка. Такое поведение дает выход агрессии, которая обычно накапливается у детей.

«Псевдородитель» - ребенок берет на себя функции одного или обоих родителей. Такие дети ходят в магазин и готовят еду, убирают и стирают… Они часто хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой

«Шут гороховый» - высмеивает все и вся, зациклен на шалостях, паясничает, шутит и говорит глупости  по всякому поводу. Постепенно с таким ребенком ставится трудно общаться. Со временем шутовское поведение надоедает окружающим, и ребенка перестают воспринимать всерьез

«Человек-невидимка» - роль «пустого места», стараясь никогда не привлекать  к себе внимание. Они могут часами тихо сидеть в своей комнате, сосредоточившись на играх или погрузившись в фантазии, стремятся никогда не мешать взрослым. В компаниях они стараются всем угождать и не выдвигают никаких требований

«Больной» - у детей в одних случаях на нервной почве болезненное состояние проявляется в головных болях, болях в животе, плохом самочувствии, энурезе, нервных тиках, страхах, в других случаях это может быть реальное заболевание

Наиболее уязвимыми становятся дети в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремится и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Волей-неволей ребенок оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе с взрослыми несет груз  ответственности за то, что происходит дома.

  • Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя
  • Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми
  • Родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребенка, осуждение его поступков формирует отрицательную оценку его личности в целом
  • Чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Это вина, страх, обида, злость. Вырастая, дети алкоголиков строят свою жизнь и отношения с окружающими сообразно этим чувствам, движимые этими чувствами прибегают к алкоголю и наркотикам
  • Дети алкоголиков переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, очень часто у них появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей

Особенности работы с детьми из алкогольных  семей

Алкоголизм родителей является фактором, провоцирующим жестокое обращение с ребенком, и его наличие требует внимательного отношения к положению ребенка в целях оказания ему своевременной помощи. В первую очередь, это – решение актуальных проблем ребенка. Во-вторых, предупреждение патологического развития личности, а также трудностей обучения и нарушений поведения.

Необходимыми условиями успешности всей психолого-педагогической работы является ее системность и регулярность. Надо иметь представление об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого ребенка, его семейного окружения. Кроме того, важно выявить возможности, склонности и интересы ребенка.

Дошкольный возраст. Дети из алкогольных семей уже в дошкольных учреждениях часто испытывают на себе негативные реакции со стороны окружающих.

Учитывая импульсивность и «разбросанность» внимания детей, так называемую визуальную (воспринимаемую зрением) среду необходимо делать умеренно насыщенной. При этом надо целенаправленно «прорабатывать» предметный мир, побуждая и обучая ребенка производить адекватные действия с предметами, комментируя, что именно делается, как и зачем. По мере овладения предметами в привычную обстановку вводятся новые элементы, по одному – два. Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, легкие пластмассовые игрушки, а также игрушки средней величины, которые легко можно взять в руку и с которыми можно производить различные манипуляции.

Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывают занятия искусством: проведение специальных музыкальных уроков, занятий изобразительной деятельностью. Музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, способствует развитию речи.

Одним из аспектов коррекционной работы может быть воспроизведение записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок, коротких рассказов в комнате, где играют дети. Положительную роль играют сочетание определенного действия с ежедневно повторяющейся приятной мелодией или звуками пения птиц, бодрого марша и т.п.

В случае неправильного поведения ребенка используются испытанные приемы: переключение и отвлечение внимания от конфликтной ситуации на нейтральную или доставляющую удовольствие. Для эффективного доведения до сознания ребенка неправильности его поступка можно использовать оценку поведения другого ребенка или сказочного персонажа, героя мультфильма и т.п. в аналогичной ситуации. Причем как хороший, так и плохой поступок персонажа в этой же ситуации при правильном и доступном объяснении его воспитателем обогащает социальный опыт ребенка и позволяет ему усвоить понятия  о том, «что такое, хорошо и что такое плохо».

Школьный возраст. Работа с детьми из алкогольных семей школьного возраста может быть успешной только при учете индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков.

При  работе с возбудимыми детьми особенно важна коррекция их отношений с окружающими и преодоление свойственных им эгоцентризма и аффективной возбудимости. Для этого крайне важным является выбор интересной и доступной эмоционально-насыщенной доминанты, т.е. развитие стойко и выраженного интереса к какому-либо виду деятельности. Кроме этого, важной задачей является воспитание волевых черт личности, умения доводить до конца начатое, добиваться поставленной цели и произвольно сдерживать себя при возникновении различных конфликтных ситуаций. Важно воспитать у детей спокойствие, терпеливость, тренировать устойчивость активного внимания. В качестве различных видов деятельности могут быть рекомендованы: конструирование, моделирование, шитье и различные виды рукоделия, выжигание, резьба по древу, фотографирование, рисование. Детям с подобными характерологическими особенностями нельзя давать задания, в которых требуется осуществление некоторой власти над сверстниками или детьми младшего возраста. В подростковом возрасте желательно ограничение сексуальной информации и переключение внимания детей на занятия спортом.

При наличии у детей истероидных личностных черт полезно тренировать их способность к выполнению не только привлекательной, но и необходимой работы. Желательно исключить возникновение преобладающей привязанности этих детей и подростков к какому-то одному взрослому, так как в дальнейшем они могут требовать к себе его внимания и при отсутствии такового давать аффективные вспышки по типу активных реакций протеста. При работе с этими детьми особо важное значение имеет воспитание у них адекватной самооценки. С этой целью следует подбирать такие игры и задания, в которых победителем является группа участников. 

Для детей с проявлениями неустойчивости  и психического инфантилизма первостепенное значение имеет четкий режим с регламентацией поведения в определенное время. Эти дети нуждаются в организации своего поведения. При этом от ребенка следует требовать полного завершения небольшого по объему задания.

Речь воспитателя или других взрослых, общающихся с ребенком, должна быть грамматически правильной и четкой, доступной пониманию ребенка, в ней обязательно должны использоваться приемы сравнения, противо- и сопоставления предметов и их признаков между собой. Речевое общение с детьми требует от педагога эмоциональной живости, дифференцированности и насыщенности.

Трудности в обучении в сочетании с безответственностью, слабоволием, эмоциональной поверхностностью, быстрой пресыщаемостью и «затуханием» мотивации приводят к тому, что ученикам – детям из алкогольных семей – выставляются неудовлетворительные оценки, а это способствует постепенному снижению, а затем   и  полному       исчезновению  притязаний   в учебной деятельности. При этом необходим постоянный контроль и положительная оценка успехов. Особенно важно с учетом интеллектуальных возможностей и основных патохарактерологических проявлений выбрать наиболее подходящее занятие для каждого ребенка, с тем, чтобы он мог максимально проявить свои способности и положительные стороны личности.

В противном случае общество, представителем которого является школьный коллектив, встает в оппозицию к таким детям и вынуждает их занять соответствующие позиции.

Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психологического, а для младших детей - психофизиологического комфорта. Надо, однако, учитывать, что для создания комфортного психологического состояния ребенка вовсе нет необходимости идти у него на поводу и угождать ему. Ребенок из алкогольной  семьи не только не может противостоять своим желаниям и выйти из-под власти своих потребностей и эмоций, но в стремлении к цели способен проявлять упрямство, строптивость, может игнорировать конкретные условия, нередко выдвигающие определенные препятствия. Поэтому в работе с ними необходимо чаще использовать игровые и житейские ситуации, в которых возможность быстрого достижения результата сочеталась бы с необходимостью преодоления хотя бы небольшого препятствия.

Педагоги должны иметь в виду, что для данной категории детей психогигиенические мероприятия необходимы. Следует избегать перегрузок дополнительными занятиями, больше внимания уделять физической культуре, пребыванию детей на свежем воздухе. Большое значение имеет установление правильных взаимоотношений с детьми, особенно при наличии отклонений в поведении.

Рекомендации по работе  с детьми дошкольного возраста  из алкогольных семей:

1. терпеливое, доброжелательное отношение к детям;

2. неоднократный показ, повторение и объяснение:

        - как надо выполнить то или иное действие,

        - как вести себя в той или иной ситуации;

3. целенаправленное «прорабатывание» предметного мира, обучение ребенка адекватным действиям с предметами, с комментариями, что именно делается, как и зачем;

4. умеренная насыщенность визуальной (воспринимаемой зрением) среды

5. игрушки средней величины, которые легко можно взять в руку и с которыми можно производить различные манипуляции;

6. постоянное место для сна, приема пищи, а позже – для личных вещей;

7. четкое соблюдение режима;

8. договор о том, что «каждой вещи – свое место

9. пошаговый (пооперационный) контроль действий -   перескакивание с операции на операцию без проверки результата, тем более проскакивание через одну или несколько операций, недопустимо; надо остановиться, вернуться к пропущенному звену, добиться, чтобы ребенок выполнил его и проверил результат;

10. проведение специальных музыкальных уроков, занятий изобразительной деятельностью;

11. воспроизведение записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок, коротких рассказов в комнате, где играют дети;

12. сочетание определенного действия с ежедневно повторяющейся приятной мелодией или звуками пения птиц, бодрого марша и т.п.;

13. грамматически правильная и четкая, доступная пониманию ребенка, эмоционально насыщенная речь воспитателя или других взрослых, общающихся с ребенком, с использованием приемов сравнения, противо- и сопоставления предметов и их признаков между собой;

14. использование игровых и житейских ситуаций, в которых возможность быстрого достижения результата сочеталась бы с необходимостью преодоления хотя бы небольшого препятствия;

15. психогигиенические мероприятия, следует избегать перегрузок дополнительными занятиями, больше внимания уделять физической культуре, пребыванию детей на свежем воздухе.

В случае неправильного поведения:

· переключение и отвлечение внимания от конфликтной ситуации на нейтральную или доставляющую удовольствие

· оценка поведения (как хорошего, так и плохого поступка) другого ребенка или сказочного персонажа, героя мультфильма и т.п. в аналогичной ситуации и его объяснение

· использование в воспитании методов порицания, наказания, игнорирования и других приемов, направленных на фиксацию

·  внимания и сознания ребенка на его отрицательных качествах является неэффективным. Эмоциональная поверхность этих детей сглаживает отрицательные переживания. В то же время положительные эмоции оказываются более стойкими и эффективнее регулируют их поведение.

Необходимые условия успешности

всей психолого-педагогической работы:

  • системность и регулярность
  • представление об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого ребенка, его семейного окружения
  • знание возможностей, склонностей и интересов ребенка.

Рекомендации по работе  с детьми школьного возраста 

 из алкогольных семей

1.   Речь воспитателя или других взрослых, общающихся с ребенком:

· должна быть грамматически правильной и четкой, доступной пониманию ребенка,

·  обязательно должны использоваться приемы сравнения, противо- и сопоставления предметов и их признаков между собой,

· должна быть эмоциональной живой, дифференцированной и насыщенной.

2.   Надо ставить ребенка в такие условия, чтобы его деятельность была успешной; важно с учетом интеллектуальных возможностей и основных характерологических проявлений выбрать наиболее подходящее занятие для каждого ребенка, с тем, чтобы он мог максимально проявить свои способности и положительные стороны личности.

3.   Необходим постоянный контроль и положительная оценка успехов.

4.   Нужно чаще использовать игровые и житейские ситуации, в которых возможность быстрого достижения результата сочеталась бы с необходимостью преодоления хотя бы небольшого препятствия.

5. Использование в воспитании методов порицания, наказания, игнорирования и других приемов, направленных на фиксацию внимания и сознания ребенка на его отрицательных качествах является неэффективным. Эмоциональная поверхность этих детей сглаживает отрицательные переживания. В то же время положительные эмоции оказываются более стойкими и эффективнее регулируют их поведение.

6. Необходимы психогигиенические мероприятия – следует избегать перегрузок дополнительными занятиями, больше внимания уделять физической культуре, пребыванию детей на свежем воздухе.

7.  Требуется установление правильных взаимоотношений с детьми, особенно при наличии отклонений в поведении.

Необходимые условия успешности  всей психолого-педагогической работы:

· системность и регулярность

· представление об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого ребенка, его семейного окружения

· знание возможностей, склонностей и интересов ребенка.

Работа с детьми из алкогольных семей школьного возраста может быть успешной только при учете индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков:

1.    При  работе с возбудимыми детьми:

· коррекция их отношений с окружающими

· преодоление свойственных им эгоцентризма и аффективной возбудимости

· выбор интересной и доступной эмоционально-насыщенной доминанты, т.е. развитие стойко и выраженного интереса к какому-либо виду деятельности

· воспитание умения доводить до конца начатое, добиваться поставленной цели

· воспитание умения произвольно сдерживать себя при возникновении различных конфликтных ситуаций

· воспитание у детей спокойствия, терпеливости, тренировка устойчивости активного внимания; в качестве различных видов деятельности могут быть рекомендованы: конструирование, моделирование, шитье и различные виды рукоделия, выжигание, резьба по древу, фотографирование, рисование

· нельзя давать задания, в которых требуется осуществление некоторой власти над сверстниками или детьми младшего возраста

· ограничение сексуальной информации и переключение внимания детей на занятия спортом.

2.   При наличии у детей истероидных личностных черт:

· тренировка их способности к выполнению не только привлекательной, но и необходимой работы

· исключение возникновения преобладающей привязанности этих детей и подростков к какому-то одному взрослому

· воспитание адекватной самооценки – с этой целью следует подбирать такие игры и задания, в которых победителем является группа участников.

3.     Для детей с проявлениями неустойчивости и психического инфантилизма

· четкий режим с регламентацией поведения в определенное время

· организации поведения ребенка, занятости в свободное время

· доступность и строгая дозированность интеллектуальных заданий

· требование полного завершения небольшого по объему задания

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.