17 февраля 2020 года проведено заседание педагогической гостиной «Жизни мудрость».
СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ – ФОРМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ
Все новое, давно забытое старое. Замечательная рубрика «Совместное чтение» полностью вернулась в наш рабочий режим после совместного чтения и обсуждения книги семейного психолога, специалиста по семейному устройству, Людмилы Петрановской «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения».
Наши специалисты отдела поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района» всегда в поисках новых, интересных форм работы с замещающими родителями. Прочитав как-то в интернете книгу Л. Петрановской «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведении», словила себя на мысли о том, что хочу поделиться впечатлениями с нашими замечательными приемными родителями.
Во-первых, проблемы трудного поведения приемных детей актуальны, а в книге раскрываются механизмы трудного поведения приемных детей и даются конкретные рекомендации по его изменению. Во-вторых, это меня больше воодушевило, стиль написания очень необычный, когда, ты читаешь, как будто слушаешь «живую» речь. Читается увлеченно, что называется, в один присест. Многие мысли и идеи автор берет из бесед, писем, семинаров, тренингов с приемными родителями.
И в-третьих, само чтение, именно совместное чтение и обсуждение, дает возможность примерять свои проблемы к другим и таким образом решать их в позитивном ключе. А порой и вовсе некоторые поступки и поведение подростков не считать проблемами.
Таким образом, решили на очередном заседании гостиной «Жизни мудрость» провести совместное чтение книги. И не прогадали. Никого из приемных родителей книга не оставила равнодушной. Вот некоторые выдержки из отзывов участников гостиной.
«Хочется отметить, что очень хорошая и полезная книга, - пишет Самойлова Л.А. приемный родитель с 15-ти летним стажем работы. Стиль изложения понятен, без всяких заумных фраз. С большим количеством примеров поведения родителей и детей. Много советов как справиться с трудностями в воспитании детей, не потеряв их доверия и уважения. Я с огромным интересом прочитала эту книгу, много нового открыла для себя. Очень жаль, что я прочла эту книгу только сейчас, а не 28 лет назад. Скорее всего я бы по-другому строила свои отношения с детьми».
Вот отзыв приемного родителя Вольвачевой Р.М. «Как любому приёмному родителю, да, что и говорить, обычной матери мне часто приходится сталкиваться с теми или иными вопросами и проблемами, которые требуют разрешения, терпения, мудрости. Принимая в семью ребенка, многие живут в страхе ожидания. Ожидают чего-то плохого, боятся что «сработают» гены. Так вот, стоит ли этого ждать? Стоит ли бояться? Бороться? Может, наоборот, стоит увидеть в этом особенность и направить определенные качества характера в нужное, правильное русло.
Благодаря сотрудникам СПЦ я познакомилась с замечательной книгой психолога и педагога Людмилы Владимировны Петрановской «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения». Это настоящая находка для нас, взрослых. Автор очень доступно даёт нам ценную информацию о том, как же поступить в сложившейся непростой ситуации. Я имею в виду те моменты, когда мы говорим, что нам тяжело с детьми. А им тяжело с нами. В отношениях родителей и детей исчезает такое важное качество как взаимопонимание. В теории я уже освоила 10 шагов вместе с автором. Сейчас уже без паники в случае необходимости буду применять их в реальной жизни» В настоящее время в семье воспитывается двое подростков учащихся 7-го класса. Двое её воспитанников уже взрослые самостоятельные люди и сегодня не остаются без поддержки Раисы Мечеславны. Книгу перечитывали всей семьей. Приемный сын Захар заметил: «Я еще раз убедился, что грубость и наказание не являются помощниками в воспитании. Исправить проблемную ситуацию они не помогут, но психике нанесут определенный вред. К ребенку нужно относиться уважительно, признавать его право на собственное мнение»
Приемный родитель Каптур Л.П. в своём отзыве отметила, что, по её мнению, книга будет полезна не только приемным родителям, но и всем семьям, воспитывающим детей. Автор приводит примеры типичных жизненных ситуаций и детально рассматривает их с точки зрения ребенка, родителя, психолога, а затем дает понятные, конкретные советы по преодолению возникающих проблем. При чтении книги возникает ощущение, что читатель как бы является сторонним наблюдателем, «зрителем» в беседе психолога и родителя. Следовательно, можно «примерить» ситуацию на себя, что очень важно для тех родителей, кто стесняется похода к психологу, не хочет «выносить сор из избы».
Как видно из отзывов всем очень понравилась практическая ориентация автора. Я даже себе подчеркнула эту фразу автора: «Мне хотелось бы иметь параллельно еще одну жизнь, чтобы посвятить ее исследованиям, и каждое утверждение проверить. Но второй жизни у меня нет, а в этой я выбрала быть практиком».
Действительно, хотя нам хочется иметь научные обоснования, исследования, подтвержденные факты, но в вопросах воспитания их зачастую просто не может быть, ведь объектом исследования являются люди — дети и родители, а также отношения между ними. А это такая живая и непредсказуемая «материя», что самое лучшее, что мы можем сделать, это наблюдать, анализировать, читать и доверять своему опыту и своей родительской интуиции.
Вот такие встречи, занятия, обсуждения прочитанного и дают нам возможность глубже понять и принять детей, самого себя, переосмыслить свои подходы к воспитанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.