Цель программы: направленна на предупреждение жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей, а также на развитие родительских навыков в воспитании детей от 0 до 5 лет.
Особенность программы: в ходе еженедельных визитов специалист по домашнему визитированию, обучает родителей маленьких детей, навыкам создания безопасной домашней среды для ребёнка и адекватному реагированию на его поведение, способам решения типичных проблем, таких как принятие решения об обращении за медицинской помощью для больного или травмированного ребёнка или планирование повседневных занятий, что оказывает существенное воздействие на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка.
Учебная программа для родителей содержит: модули, пособия для обучения родителей, контрольные перечни для оценки родительских навыков.
Навыки Safe Care: чему учатся родители?
Модуль "Домашняя безопасность"
– Выявление и устранение угроз
– Важность надзора
Модуль "Взаимодействие "родитель – грудной ребенок"
и "родитель – маленький ребенок""
– Планирование и организация взаимодействия с маленькими детьми
– Поощрение хорошего поведения у детей
– Улучшение отношений между родителями и детьми
– Развитие кругозора у детей
Модуль "Здоровье"
–Сохраняет здоровье детей
–Помогает принять правильные решения в ситуациях, когда ребенок заболел или получил травму.
Модуль "Домашняя безопасность"
Контрольный список: что взять на занятия
1.Несколько экземпляров «Контрольного перечня по домашней безопасности» (ПДБ), по 1 на каждую оцениваемую комнату.
2. Контрольный перечень по домашней безопасности: определения
3.Экземпляры «Контрольного перечня по домашней безопасности: родительская версия (ПДБ-Р)
4. Рулетка или «сантиметр»
5. Рулон туалетной бумаги
6.Предохранительные устройства (блокираторы) и отвертка, если в этом есть необходимость и они имеются в наличии
7. Чистящие средства, если в этом есть необходимость, и они имеются в наличии
ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ 1:
1. Дайте общую информацию о модуле по домашней безопасности
- Цель модуля безопасности - помочь вам сделать свой дом более безопасным и здоровым для ваших детей.
- При работе с этим модулем я бы хотел (а) осмотреть ваш дом на уровне глаз ребенка, чтобы обнаружить те опасности, которые, скорее всего, может найти ваш ребенок. Когда я буду этим заниматься, вы можете сопровождать меня. После этого мы вместе с вами уберем все предметы, представляющее опасность, закрыв на замок или поместив их вне зоны досягаемости.
- Мы будем осматривать комнаты вашего дома в тех местах, куда может дотянуться ребенок, например, за мебелью и под ней, в шкафчиках, шкафах и ящиках стола. Вы не будете против, если мы это сделаем?
- Если в доме (квартире) больше 3 комнат, то обычно мы сосредотачиваемся на трех комнатах, в которых ребенок проводит больше всего времени, или комнаты, где имеется больше всего опасностей – чаще всего это детская, кухня и ванная или зал. На каких комнатах в вашем доме (квартире) нам лучше всего сосредоточиться?
ЗАНЯТИЕ 1: ОБЩАЯ ОЦЕНКА
1. Сделайте обзор модуля и занятия
• Цель данного модуля – помочь вам сделать свой дом как можно более безопасным и здоровым для ваших детей.
• Сегодня я бы хотел (а) осмотреть вместе с вами ваш дом на уровне глаз ребенка, чтобы обнаружить те опасности, которые, скорее всего, может найти ваш ребенок. Это первый шаг на пути к тому, чтобы сделать ваш дом более безопасным для ваших детей.
2. Определите, какие опасности в этом доме досягаемы для ребенка
• Определите самого высокого ребенка в возрасте от 0 до 5 лет
• Измерьте расстояние от пола до глаз этого ребенка
• Попросите ребенка вытянуть руку вверх над головой, измерьте расстояние от кончиков пальцев руки ребенка до пола
• Если старший ребенок – грудничок, примите за уровень глаз расстояние 83,82см и 114,3см - расстояние, до которого может дотянуться ребёнок
Запишите результаты замеров в «Контрольный перечень по домашней безопасности»
3. Проведите оценку безопасности для трех комнат согласно контрольному перечню по домашней безопасности
• Это должны быть те комнаты, в которых ребенок проводит больше всего времени или комнаты с наибольшим количеством опасностей
• Заполните контрольный перечень по домашней безопасности для каждой комнаты
• Запишите число опасностей в каждой категории контрольного перечня домашней безопасности и отметьте, где находятся эти опасности, и что это конкретно
4. Устраните все непосредственные опасности (напр., открытая бутылочка с таблетками, острый нож)
5. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
ЗАНЯТИЕ 2: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня я покажу вам, как обнаружить опасности у вас дома. Потом мы изучим одну комнату и удалим из нее как можно больше опасных предметов.
2. Проанализируйте «Контрольный перечень по домашней безопасности: родительская версия» с родителями
• Обсудите категории опасностей
• Спросите у родителей, могут ли они найти примеры опасностей в комнате, где вы находитесь
• Помогите родителям определить категории данных опасностей
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
3. Рассмотрите доступные опасности (досягаемые и незапертые)
• Досягаемые
-Все, до чего ребенок может дотянуться с пола, вытянув руку над головой
- Все, до чего ребенок может дотянуться, забравшись наверх. Дети могут забраться на всё, что находится на уровне их глаз или ниже
• Незапертые
-Предмет находится в открытом (незапертом) контейнере (ящике) или месте
- У предмета отсутствует крышка/замок, которые не поддаются открыванию детьми, или такая крышка/замок сломаны или открыты
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
4. Объясните, как можно снизить уровень опасности
Сделать опасные предметы недосягаемыми
-Ограничить доступ детей в определенные пространства
- Поместить предметы под замок
- Поместить предметы вне зоны досягаемости ребенка
Устранить опасности, ведущие к спотыканию и опрокидыванию
Убрать органические материалы и аллергены
• Спросите у родителей, есть ли у них вопросы
• Попросите родителей высказать идеи о том, как можно снизить уровень опасности в этой комнате
5. Расскажите об опасностях, обнаруженных на предыдущем занятии, согласно «Контрольному перечню по домашней безопасности» для комнаты 1 и начните устранять опасности
• Рассмотрите способы того, как сделать опасности недосягаемыми и покажите на примере решение проблемы, сделав это за родителей.
• Попросите родителей на практике определить и устранить оставшиеся опасности
• Продолжайте работать со всеми опасностями в комнате
6. Дайте домашнее задание по устранению оставшихся опасностей в этой комнате, если это необходимо
7. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
ЗАНЯТИЯ 3-4: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня мы рассмотрим информацию, которую обсуждали на прошлой неделе, и осмотрим комнату, в которой работали неделю назад, чтобы посмотреть, остались ли там опасности.
• Потом мы будем работать с другой комнатой.
2. Проверьте комнату (комнаты), с которой вы работали на предыдущих занятиях, и устраните оставшиеся опасности
3. По записям, сделанным в «Контрольном перечне по домашней безопасности» для комнаты 2 (или 3) расскажите об обнаруженных опасностях и начните их устранение
• Рассмотрите способы того, как сделать опасности недосягаемыми и покажите на примере решение проблемы, сделав это за родителей.
• Пусть родители сами определят и устранят оставшиеся опасности
• Продолжайте работать со всеми оставшимися опасностями в комнате
4. Дайте домашнее задание по устранению оставшихся опасностей в этой комнате, если это необходимо
5. Подведите итого данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
ЗАНЯТИЕ 5: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня мы рассмотрим последнюю комнату, в которой мы работали и устраним все найденные там опасности
• Потом обсудим другие вопросы безопасности вашего ребенка
2. Оцените предыдущие комнаты, в которых вы работали и устраните оставшиеся опасности
Обсудите другие темы безопасности, которые могут быть полезными для семьи, например: автомобильные детские кресла
Упражнение: если в семье имеется автомобиль, попросите продемонстрировать, как родители устанавливают кресло для ребенка.
Ожоги и кипяток
• Ожоги встречаются у маленьких детей довольно часто. Ожоги горячей водой являются наиболее частыми у детей младшего возраста. Это может произойти, когда малыш переворачивает чашку с кофе или хватается за ручку кастрюли с водой и переворачивает её.
• Упражнение: проверьте вместе с родителями водонагреватель
• Упражнение: Подойдите к плите и покажите, как надо поворачивать ручку (кастрюли) внутрь.
Пожарная безопасность и пожарные извещатели
• Пожарные извещатели спасают жизни. Меняйте батареи в вашем пожарном извещателе минимум раз в год. Многие меняют их 1 января.
• Никогда не оставляйте без присмотра готовящуюся пищу; держите переносные нагреватели или спички вне досягаемости маленьких детей.
• Упражнение: проверьте наличие в доме пожарных извещателей, а также проверьте их работоспособность
• Упражнение: проверьте, есть ли в доме огнетушитель. Прочитайте его инструкцию.
• Упражнение: Выясните, есть ли у семьи план эвакуации во время пожара и попросите рассказать о нем.
Угарный газ (CO)
• CO – это ядовитый газ без цвета и запаха. Его токсичные испарения невозможно увидеть, попробовать на вкус или понюхать. CO может убить вас еще до того, как вы сообразите, что в доме есть утечка газа.
• Упражнение: соберите больше информации о наличии детекторов углекислого газа в вашем регионе.
Хранение и приготовление еды
• Неправильное хранение еды может вызвать самые различные заболевания
• Обсудите правильное хранение продуктов, их приготовление и уборку после готовки
Общие меры безопасности с водой
• Всегда важно, чтобы около воды ваши дети находились в безопасности. Никогда не оставляйте детей без присмотра, если они в ванне или рядом с бассейном. Маленькие дети рискуют утонуть даже в очень небольшом количестве воды
• Упражнение: проверьте, не находятся ли электроприборы рядом с источниками воды, например, ванной или раковиной, или недалеко от водной поверхности
• Дайте домашнее задание по устранению оставшихся опасностей в этой комнате, если это необходимо
4. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
ЗАНЯТИЕ 6: ПОСЛЕДНИЙ ОБЗОР И ОЦЕНКА,
ПРОВОДИМАЯ В КОНЦЕ МОДУЛЯ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня мы проведем еще одну оценку опасностей
• Также мы вспомним информацию, которую мы обсуждали в этом модуле
• Потом мы обсудим стратегии по содержанию вашего дома в безопасности
2. Оцените те 3 комнаты, которые вы оценивали в начале модуля
• Пройдитесь по комнате по часовой стрелке
• Запишите опасности в «Контрольный перечень по домашней безопасности»
• Устраните все оставшиеся опасности в этих комнатах
3. Определите серьезные опасности в других комнатах
• Спросите у родителей, осматривали ли они «скрытые» места в этих комнатах, например, в шкафах и ящиках стола
• Если нет, попросите их это сделать
• Устраните все обнаруженные проблемы
4. Решите, можете ли вы переходить к следующему модулю
• Цель – устранить 100% опасностей
• Успех означает, что количество опасностей значительно уменьшилось, а родители понимают важность хорошего присмотра в непосредственной близости от оставшихся опасностей
5. Расскажите о следующем модуле, если в этом есть необходимость
• См. раздел «Перед занятием 1» следующего модуля
Модуль "Взаимодействие "родитель – грудной ребенок"
и "родитель – маленький ребенок""
Контрольный список: что взять на занятия
1. Экземпляр «Контрольного перечня по распорядку дня»
2. Экземпляры «Контрольного перечня по взаимодействию «родитель – грудной ребенок» или « родитель – маленький ребенок» (в зависимости от возраста ребенка)
3. Экземпляры «Контрольного перечня по взаимодействию «родитель – грудной ребенок» или « родитель – маленький ребенок» (в зависимости от возраста ребенка): версия для родителей»
4.Игрушки для ребенка, с которыми он будет играть во время занятия
ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ 1:
1. Сделайте обзор модуля «Взаимодействие « родитель – маленький ребенок»
• На следующей неделе мы начнем работу по модулю «Взаимодействие « родитель – маленький ребенок». Цели этого модуля следующие:
o Улучшить ваше положительное взаимодействие с ребенком
o Помочь предотвратить отрицательное поведение ребенка (напр., агрессивное или деструктивное, например драка или неуместные возражения)
o Снизить стресс у родителей
2. Расскажите о «Контрольном перечне по распорядку дня» (объясните, что это и заполните его с родителями.)
3. На основе информации из «Контрольного перечня по распорядку дня» решите, какие 3 вида деятельности вы будете наблюдать на первом занятии (обычно 1 вид игровой деятельности и 2 вида рутинной деятельности)
- На следующей неделе я понаблюдаю за тем, как вы общаетесь с ребенком в трех ситуациях, включая [укажите три ситуации]. Это поможет мне узнать, как лучше всего вам помочь. Занимайтесь тем, чем вы обычно занимаетесь ежедневно.
ЗАНЯТИЕ 1: ОБЩАЯ ОЦЕНКА
1. Сделайте обзор модуля
• Цели данного модуля:
- Улучшить положительное взаимодействие с вашим ребенком
-Помочь вам предотвращать плохое поведение ребенка (напр., агрессивное или деструктивное, как драка или неуместные возражения)
-Снизить стресс у родителей
2. Рассмотрите, за какими видами деятельности вы хотите наблюдать, на основе обсуждения на предыдущем занятии и информации, полученной в результате анализа данных
3. Оцените то, как родитель ведет себя, занимаясь 2 повседневными занятиями и 1 игровым занятием.
• Объясните, почему вам необходимо наблюдать за ним. Ниже приведен возможный сценарий:
• Обращаясь к родителю: Для того, чтобы сделать эту услугу как можно более полезной, я попрошу вас показать мне, как вы общаетесь с ребенком, и как ваш ребенок ведет себя в различных ситуациях. Я бы хотела некоторое время понаблюдать за тем, как вы с ребенком __________ [обедаете, играете, и т.д.]. В это время делайте то, что вы обычно делаете, как будто меня здесь нет. Просто подождите до конца наблюдения, обращайтесь ко мне, если только вам необходимо сообщить что-то важное.
• Обращаясь к ребенку: Я буду смотреть, когда ты будешь _________со своей мамой (своим папой). Просто делай то, что ты обычно с ней делаешь, как будто меня здесь нет.
• Наблюдайте за каждым видом деятельности от 3 до 10 минут
• Заполните «Контрольный перечень ВРГР/ВРМР» для каждого вида деятельности
• Поблагодарите родителей и ребенка за то, что они разрешили вам наблюдать за ними
4. Оцените, как родитель вел себя во время игры
• Заполните «Контрольный перечень ВРГР или ВРМР»
• Поблагодарите родителей и ребенка за то, что они разрешили вам наблюдать за ними
5. Обсудите вопросы развития ребенка (детей) вашего клиента
• Расскажите о «О карте развития ребёнка » и обсудите основные моменты, относящиеся к возрасту детей, которые проживают в этой семье
• Укажите на необходимость обращения к врачу, если родителей беспокоит развитие их детей
6. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
ЗАНЯТИЕ 2: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Перед тем, как мы начнем, скажите, произошли ли в вашей семье или в поведении ребенка какие-либо значительные или интересные изменения со времени предыдущего занятия?
• Сегодня я расскажу о действиях в модуле взаимодействие родителей с ребенком и покажу, как выглядят шаги ВРР. Потом мы приступим к практике.
o Шаги ВРГР/ВРМР помогут также предотвратить сложное поведение вашего ребенка, так как ребенок будет знать, чего вы от него ожидаете.
o Использование ВРГР/ВРМР также является хорошим способом для увеличения положительного времени, проведенного вами с вашим ребенком.
• Спросите у родителей, есть ли у них вопросы
2. Расскажите о действиях по ВРГР/ВРМР согласно контрольному перечню
• Дайте родителю «Контрольный перечень ВРГР/ВРМР – версия для родителей»
• По каждому действию задавайте следующие вопросы: Что это для вас значит? Почему это важно? Что можно привести в качестве примера этого шага?
• После получения ответов на эти вопросы, приведите примеры и подсказки, которые помогут им лучше понять необходимость этих действий.
3. Покажите пример шагов ВРГР/ВРМР во время игры с ребенком
• Если ребенка сейчас нет, эти шаги можно отрепетировать с родителями в ролевой игре
4. Попросите родителей использовать шаги ВРГР/ВРМР во время игры с ребенком
• По мере необходимости показывайте пример и помогайте родителям во время этого вида деятельности
5. Выскажите свое мнение и, при необходимости, укажите на необходимость большей практики
• Во время действий родителей ненавязчиво поощряйте/исправляйте их действия
• Отрабатывайте навыки, требующие улучшения, хвалите родителей и исправляйте неверные действия
• Продолжайте работать и указывать на необходимые корректировки, пока родитель не усвоит необходимые навыки
6. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
ЗАНЯТИЕ 3 и ЗАНЯТИЕ 4: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Мы поговорим о том, как использовать ВРГР/ВРМР с новым видом деятельности, который был для вас трудным
• Сначала я объясню всё, а потом мы вместе отработаем это на практике
2. Обсудите, что делали на практике родители после предыдущего занятия
3. Посмотрите и формально оцените родителя в игре с ребенком на занятии 3 / занятии 4, оцените рутинную деятельность, которую родитель выполнял на занятии 3.
• Дайте положительную оценку
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
• Если навыки недостаточно отработаны родителем для этой деятельности, еще раз покажите пример, отработайте навык и дайте его оценку
4. Обсудите шаги ВРГР/ВРМР в новой ежедневной деятельности
• Выберите новую деятельность, которая оценивалась в самом начале
• Обсудите каждый шаг ВРГР/ВРМР для этого вида деятельности
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
5. Покажите пример выполнения шагов ВРГР/ВРМР в новой ежедневной деятельности
6. Попросите родителей выполнить шаги ВРГР/ВРМР для новой ежедневной деятельности с ребенком
• При необходимости покажите пример и помогите родителю во время выполнения
7. Выскажите свое мнение и, при необходимости, укажите на необходимость большей практики
• Во время действий родителей ненавязчиво поощряйте/исправляйте их действия
• Отрабатывайте навыки, требующие улучшения, хвалите родителей и исправляйте неверные действия
• Продолжайте работать и указывать на необходимые корректировки, пока родитель не усвоит необходимые навыки
8. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
ЗАНЯТИЕ 5: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Я понаблюдаю за вами и ребенком в этой деятельности и посмотрю, как вы используете ВРГР/ВРМР
• Сегодня мы рассмотрим те трудности, с которыми вам пришлось столкнуться, работая над модулем ВРГР/ВРМР, и поговорим о том, как это может помочь вам в будущем
• Сначала я объясню вам и покажу, а потом вы сделаете все сами
2. Обсудите, что делали родители на практике после последнего занятия
• Укажите положительные моменты
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
3. Оцените родителя и ребенка в любых видах деятельности, где они продемонстрировали трудности с использованием навыков ВРГР/ВРМР
• При необходимости дайте инструкции и покажите правильные действия или шаги
4. Попросите родителя выполнять этот шаг, пока у него не будет все получаться
• Попросите родителя выполнить те шаги, которые он выполнял неправильно, обсудите с ним его действия. Повторяйте, пока родитель не будет соответствовать критериям
• Спросите родителей, есть ли у них вопросы
5. Проведите независимое решение будущих проблем
• Если родитель в своем «Контрольном перечне по распорядку дня» указал совместную деятельность, как проблемную, вернитесь к ней
- Обсудите, как обучение ВРМР в этом модуле может помочь родителю
- Проведите ролевую игру по сложным ситуациям на основе шагов ВРМР
• Попросите родителя определить одну оставшуюся проблему или будущую проблему, в решении которой может помочь ВРМР
- Дайте родителям чистый бланк «Контрольного перечня по ВРГР/ВРМР: родительская версия» и помогите продумать шаги по ВРГР/ВРМР, связанные с этой проблемой
• Предоставляйте помощь только по необходимости
- Похвалите родителя: Теперь вы сможете справляться со сложными ситуациями в будущем!
• Спросите у родителей, есть ли у них вопросы
6. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
ЗАНЯТИЕ 6: ЗАВЕРШЕНИЕ ВРГР/ВРМР, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МОДУЛЯ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня я понаблюдаю за тем, как вы выполняете те же действия, над которыми мы работали вместе
• Также я попрошу рассказать о том, что вы думаете о наших занятиях за последние недели
2. Поговорите о том, какие практические действия выполняли родители после последнего занятия
• Похвалите родителей
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
3. Оцените родителей и ребенка в 2 видах повседневных занятий и 1 игровом занятии (те, за которыми вы наблюдали в самом начале и которые отрабатывались на предыдущих занятиях)
• Заполните 1 «Контрольный перечень ВРГР/ВРМР для специалиста» для каждого вида деятельности
• После наблюдения похвалите родителя, подробно разобрав его действия
4. При необходимости предоставьте инструкции и покажите, какие необходимы корректировки
5. Пусть родитель отрабатывает навык, пока не усвоит его полностью
• Пусть родитель отрабатывает неправильно выполненные шаги, обсудите его действия, повторяйте, пока родитель не усвоит правильное выполнение
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
6. Спросите у родителей, есть ли у них вопросы по использованию ВРГР/ВРМР в будущем
7. Поблагодарите родителей за упорный труд в данном модуле и похвалите их за достижения
8. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
9. Если необходимо, сделайте обзор следующего модуля
• См. раздел «Перед занятием 1» следующего модуля
Модуль "Здоровье"
Контрольный список занятия: что взять с собой
1.Книгу сценариев
2.Пособия «Оказание помощи больному и травмированному ребенку» и «Профилактика» (выдайте родителю по экземпляру каждого пособия на первом занятии)
3.Схема принятия решений (копии)
4. Контрольный перечень для специалиста (копии)
5. Кукла
6. Простые медсредства (при наличии)
ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ 1:
1. Сделайте обзор модуля
• На следующем занятии мы начнем модуль здоровья.
• Цель данного модуля – получить знания о том, сохранить здоровье вашего ребенка.
• Я дам вам справочный материал, который поможет вам принимать правильные решения по вопросам ухода за ребенком, когда он болен или травмирован.
• Также я дам вам пособие, где имеется информация о том, как предотвратить заболевания вашего ребенка.
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ: ОБЩАЯ ОЦЕНКА
1. Сделайте обзор занятия
• Цели модуля здоровья:
- Научиться способам сохранения здоровья вашего ребенка
-Понимать, когда ребенок болен или травмирован,
-Знать, как ухаживать за больным ребенком дома, когда это необходимо,
-Понимать, когда необходима медицинская помощь,
-Понимать, когда необходима срочная медицинская помощь
-Научиться пользоваться справочным материалом.
2. Сделайте обзор занятия
• Сегодня мы прочитаем несколько сценариев, касающихся здоровья. Это поможет мне узнать, что вы обычно делаете, когда ваш ребенок болен или травмирован
• После этого я дам вам материалы, где имеется много нужной информации.
3. Сделайте обзор ролевых игр
• Объясните родителю ролевые игры и ваше сегодняшнее наблюдение:
- Я дам вам карточку, где описана ситуация с больным или травмированным ребенком. Представьте, пожалуйста, что вы родитель этого ребенка
- Я хочу больше знать о том, что вы сделаете в подобных ситуациях. Просто делайте то, что вы бы сделали, когда у вашего ребенка появятся такие симптомы. Можете использовать справочные материалы, которыми вы обычно пользуетесь в случае проблем со здоровьем вашего ребенка
4. Оцените родителя по одному из типов сценария (чрезвычайная ситуация, требуется медпомощь, возможно лечение дома) и оцените родителя, используя лист ответов к сценарию и Контрольный список для специалиста
• Перейдите к карточке первого сценария и прочитайте ее родителю или попросите его прочитать ее вслух [Не рассказывайте о типе сценария]
• Следуйте указаниям ответов для сценария
• Для того, чтобы добиться ответов родителя, повторяйте вопросы по мере необходимости
• Не исправляйте и не комментируйте действий родителя, если только его поведение не ведет к опасности для ребенка во время выполнения сценария (отметить в списке ответов)
• Когда выполнен последний сценарий, выскажите общее положительное мнение.
Спасибо, что выполнили вместе со мной эти ролевые игры. Мы более подробно поговорим об этих сценариях на следующих занятиях.
5. Подарите родителю пособия
• Кратко опишите содержание пособий, обращаясь к их содержанию
• Покажите родителю, что пособия содержат информацию о шагах процесса принятия решений, различных типах ситуаций, связанных со здоровьем, например, чрезвычайные ситуации и ситуации, требующие привлечения помощи медика, а также информацию о том, как оценивать симптомы ребенка
6. Возьмите пособие «Оказание помощи больному и травмированному ребёнку». Рассмотрите каждую форму в подразделе «Формы» этого пособия и проработайте как можно больше заданий. Попросите родителя выполнить остальные задания в качестве домашнего задания.
• Номера телефонов и информация о ребенке
7. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня мы начнем обсуждение пособия «Оказание помощи больному и травмированному ребёнку»
• Также мы поговорим о некоторых шагах, которые вы можете использовать для принятия решений, касающихся медицинских потребностей вашего ребенка
• Мы также обсудим, как использовать эти материалы, если у вас появится чрезвычайная ситуация со здоровьем ребенка
2. Попросите родителя положить на стол пособие «Оказание помощи больному и травмированному ребёнку» и ручку или карандаш.
3. Рассмотрите «Номера телефонов и сведения о ребенке» и «Перечень нужных вещей»
• Добавьте отсутствующую информацию
• Если родителю нужны какие-либо медицинские запасы, выясните, может ли он их получить, и если да, в какое время, или ему нужна помощь в получении этих запасов
4. Кратко обсудите содержимое следующих разделов, но не вдавайтесь в подробности
• Схема принятия решений
• Проверка симптомов вашего ребенка
• Проверка температуры вашего ребенка
-Попрактикуйте проверку температуры ребенка с самим ребенком или с куклой
-Похвалите родителя и поправьте ошибки, при необходимости повторите упражнение
5. Рассмотрите раздел «Чрезвычайная ситуация» пособия «Оказание помощи больному и травмированному ребёнку»
• Рассмотрите каждый раздел с родителем. Нет необходимости читать всё, особенно, если родитель прочитал этот раздел перед занятием
6. Объясните родителю схему принятия решений
• Дайте общее описание схемы принятия решений:
-Это справочный материал, который может быстро подсказать шаги принятия решений, когда ваш ребенок заболел
- Он поможет вам решить, что нужно делать, если ваш ребенок заболел или получил травму.
-Сегодня мы кое-что обсудим, а об остальном поговорим на следующей неделе.
• Расскажите родителю о первых двух шагах схемы принятия решений
7. Покажите первые 2 шага схемы принятия решений с использованием сценария чрезвычайной ситуации
• Симптомы, указанные в сценарии можно найти в разделе «Чрезвычайная ситуация» пособия «Оказание помощи больному и травмированному ребёнку»
• Попросите родителей вместе со специалистом по домашнему визитированию выполнить то же самое с использованием схемы принятия решений
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
8. Попросите родителей выполнить первые 2 шага схемы принятия решений с использованием другого сценария чрезвычайной ситуации
• Используйте список ответов к сценарию, соответствующий «Карточке сценария»
• Помогайте родителю по мере необходимости
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
9. Похвалите родителей и подскажите исправления
10. Продолжайте работать с дополнительными сценариями чрезвычайных ситуаций, пока родитель не станет с ними справляться или пока не закончится время занятия
11. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующ
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня мы поговорим о других сценариях и поработаем с ними, используя ролевую игру
• Мы повторим то, о чем говорили на прошлом занятии
• Потом мы поговорим о ситуациях, не являющихся чрезвычайными, но требующими помощи врача
• Мы поговорим также о некоторых шагах, которые вы можете использовать для принятия решения об оказании вашему ребенку медицинской помощи
2. Проверьте, есть ли у родителя необходимые материалы
• Пособия « Оказание помощи больному и травмированному ребёнку » и «Профилактика»
• Схема принятия решений
3. Объясните оставшиеся шаги схемы принятия решений
• Эта схема является справочным материалом, касающимся шагов принятия решений по действиям в случае болезни или травмы вашего ребенка.
• Буквально через несколько минут я покажу пример того, как выполнять каждый из этих шагов. Мы будем пользоваться пособием «Оказание помощи больному и травмированному ребёнку ».
4. Рассмотрите раздел пособия «Несрочная медицинская помощь»
5. Покажите пример выполнения шагов схемы принятия решений с использованием сценария несрочной медицинской помощи
6. Попросите родителя самому выполнить шаги схемы принятия решений с использованием сценария несрочной медицинской помощи
• Используйте список ответов к сценарию, соответствующий «Карточке сценария»
• Похвалите родителей и поправьте в нужных местах
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
7. Повторите упражнение с как минимум 2 сценариями несрочной медицинской помощи (если необходимо, то больше) пока родитель не будет выполнять все безупречно.
8. Подведите итоги данного занятия, похвалите родителей и договоритесь о времени следующего занятия .
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня мы поговорим о других сценариях состояния здоровья и обыграем их в ролевой игре
• Мы повторим то, что у нас было на предыдущем занятии
• Также мы поговорим о разделе «Лечение дома» пособия «Оказание помощи больному и травмированному ребёнку».
2. Убедитесь, что у родителя имеются необходимые материалы:
Пособия «Оказание помощи больному и травмированному ребёнку» и «Профилактика»
3. Объясните шаги раздела «Уход за ребенком дома» и при необходимости обсудите следующее:
• Уход за больным или травмированным ребенком дома
- Оказывать внимание и успокаивать ребенка (напр., Как вы успокаиваете ребенка и заботитесь о нем, когда он болен? Можете показать, как вы это делаете?)
- Следить за признаками болезни (напр., как ваш ребенок ведет себя во время болезни?)
• Правильное лекарство для ребенка
- Читайте инструкции к лекарствам
- Давайте лекарства по рекомендации врача (напр., Как вы можете быть уверены, что надо дать лекарство? Откуда вы будете знать правильную дозировку? Давайте представим, что звоним врачу, чтобы узнать это).
• Обычный уход
- Дать парацетамол для понижения высокой температуры (напр., Как вы можете быть уверены, что надо дать жаропонижающее лекарство? Откуда вы будете знать правильную дозировку? Давайте представим, что звоним врачу, чтобы узнать это).
- Давать жидкости для предотвращения обезвоживания (напр. Как вы можете убедиться, что ребенок получает достаточно жидкости, и нет опасности обезвоживания?)
4. Покажите пример выполнения всех шагов схемы принятия решений с использованием сценария несрочной медицинской помощи
• Включая примеры любых необходимых действий, например, позвонить врачу или в аптеку о дозировке лекарств или простом лечении
• Для шага 4 покажите пример успокаивания ребенка, наблюдения за признаками болезни и оказания простого лечения (напр., жаропонижающее по совету врача, жидкости)
5. Попросите родителя выполнить шаги схемы принятия решений по сценарию несрочной медицинской помощи
• Используйте список ответов к сценарию, соответствующий «Карточке сценария»
• Посмотрите, как родитель успокаивает ребенка, следит за признаками заболевания, оказывает простое лечение (напр., жаропонижающее по совету врача, жидкости)
• По необходимости повторяйте свои примеры
• При необходимости указывайте родителю на необходимые действия во время ролевой игры
• Спросите, есть ли у родителей вопросы
6. Похвалите родителя и исправьте ошибки
7. Проделайте это еще как минимум с 2 сценариями (несрочной) медицинской помощи, пока у родителя не будет все получаться
а. Объясните и продемонстрируйте навыки/шаги при необходимости
б. Попросите родителя отработать неправильно выполненные шаги
в. Спросите, есть ли у родителей вопросы
8. Подведите итоги данного занятия, дайте родителю положительную оценку и договоритесь о времени следующего занятия
ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ: ОБУЧЕНИЕ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня мы поговорим о других сценариях, касающихся здоровья
• Мы повторим то, чем занимались на предыдущем занятии
• Мы поговорим о том, как сделать, чтобы ребенок был здоров, изучая информацию в пособии «Профилактика»
2. Проверьте, чтобы у родителя были необходимые материалы
• Пособия
3. В пособии «Профилактика» изучите раздел «Гигиена»
• Изучите содержание раздела «Гигиена»
• Применимо к каждому разделу обсудите следующие ситуации и проведите по ним ролевые игры:
Мытье рук: Что вы делаете, чтобы ребенок мыл руки, купаете ли вы ребенка? Когда он обычно моет руки? Когда вы сами обычно моете руки?
• Покажите пример выполнения соответствующих шагов, если родитель демонстрирует недостаточные знания
Зубы: Как часто ваш ребенок чистит зубы? Что вы для этого делаете?
• Покажите пример выполнения соответствующих шагов, если родитель демонстрирует недостаточные знания
Одежда/носки/обувь: Дети так быстро все пачкают! Как вы обычно поступаете с грязной одеждой и носками?
• Покажите пример выполнения соответствующих шагов, если родитель демонстрирует недостаточные знания
Похвалите родителей и исправьте их ошибки
4. Рассмотрите раздел питания
• Рассмотрите содержание раздела питания, соответствующее возрасту ребенка и возрасту, следующему за ним
• После повторения необходимого раздела (разделов) спросите:
o Основываясь на том, о чем мы говорили, какая пища полезна для вашего ребенка [в этом возрасте]?
o Какая пища вредна для вашего ребенка [в этом возрасте]?
• Если это грудной ребенок, обсудите преимущества грудного вскармливания
• Похвалите родителя за выполнение и исправьте его ошибки
5. Изучите раздел «Физические упражнения»
• Сделайте общий обзор содержания раздела «Физические упражнения»
• При необходимости проведите 3 упражнения, которые родители могут выполнять вместе с ребенком
• Составьте план обеспечения того, что ребенок регулярно занимается физическими упражнениями
• Похвалите родителей за выполнение и исправьте ошибки
6. Изучите раздел «Прививки»
• Изучите содержание раздела прививок
• Спросите, есть ли у родителей карточка прививок ребенка
• Изучите прививки ребенка согласно указаниям в буклете
o Если у родителя нет карточки прививок, обсудите варианты получения необходимой информации
• Порекомендуйте продолжить этот вопрос с врачом, если необходимо провести какие-либо прививки
7. [Для родителей грудных детей] Рассмотрите разделы «Синдром встряхивания ребёнка» и «Безопасность сна»
• Рассмотрите содержание раздела «Синдром встряхивания ребёнка»
• Спросите у родителей, где обычно спит ребенок, и вместе посмотрите на место для сна
Вместе с родителями рассмотрите информацию раздела «Безопасность сна» для того, чтобы убедиться в выполнении рекомендаций
8. Подведите итоги данного занятия, поблагодарите родителей и договоритесь о времени
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ: ОЦЕНКА В КОНЦЕ МОДУЛЯ
1. Сделайте обзор занятия
• Сегодня мы отработаем несколько различных типов ролевых игр, чтобы убедиться, что вы знаете, как действовать в каждой медицинской ситуации
Потом мы повторим все материалы по здоровью, которые мы рассматривали
2. Убедитесь, что у родителей есть необходимые материалы
• Пособия
3. Решите, можете ли вы переходить к следующему модулю на основе успехов родителя по всем 3 типам сценариев
• Абсолютным успехом считается 100% правильное выполнение всех шагов во всех 3 типах сценариев
• Успехом считается значительное улучшение, когда специалист по домашнему визитированию считает, что родитель будет предпринимать эффективные действия, направленные на решение проблем со здоровьем
• Если родитель не показывает успехов во всех 3 сценариях, договоритесь о дополнительных занятиях
Скажите: «Многим родителям требуются дополнительные занятия для овладения всеми навыками, необходимыми для того, чтобы справиться со всеми этими разнообразными болезнями».
4. Подведите итоги данного занятия, поблагодарите родителей и договоритесь о времени следующего занятия
5. При необходимости сделайте обзор следующего модуля
• См. раздел «Перед занятием 1» следующего модуля
Что значит «хорошее исполнение родительских обязанностей»?
• В это понятие входят следующие компоненты:
– Удовлетворение потребностей ребенка
– Готовность отвечать на попытки ребенка наладить общение
– Позитивное взаимодействие с ребенком
– Умение поддерживать ребенка
– Установление понятных ограничений и использование
предсказуемых последствий
• Как вы думаете, почему мы считаем это «хорошим исполнением родительских обязанностей»? Как это помогает ребенку? Какую пользу из этого извлекают взрослые?
Книга сценариев