Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для родителей, замещающих родителей, родителей-воспитателей.

Дата: 26 ноября 2019 в 10:12, Обновлено 27 января 2020 в 15:35
251 просмотр

Отдел поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей предоставляет материалы для родителей, замещающих родителей, родителей-воспитателей "Причины детских и подростковых суицидов".

Консультация для родителей "Причины подростковых суицидов".

Начало учебного года сопряжено с наличием новых проблем, возникающих как в школе, так и в семье, нуждающихся в решении. На организм с началом учебного года наваливаются большие нагрузки, вызванные резким переходом от отдыха к учебной деятельности. Устойчивость организма к стрессам ухудшается, что может стать одной из причин, провоцирующих суицидальные попытки.

По данным исследований, в последние годы возросло количество детских суицидов, пик которых приходится на осень и весну.

Отличительной особенностью детского возраста является отсутствие страха смерти в виду несформированности данного понятия. Для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения: иногда при желании умереть выбираются неопасные с точки зрения взрослых средства и наоборот – демонстративные попытки нередко «переигрываются» из-за недооценки опасности применяемых средств и способов. Ввиду незрелости и отсутствия жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а поэтому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Среди основных мотивов суицидального поведения детей выделяют:

- одиночество, стыд, недовольство собой (38%);

- обиду (32%);

- протест (30%).

Причинами суицидов у подростков могут стать:

• Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Завышенные требования формируют у подростка чувство вины перед родителями. Неуверенность, заниженную самооценку. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительной связи с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.

• Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком в школе трудности приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения незначительности, к отсутствию стрессоустоичивости.

• Несчастная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая зависимость к другим приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми. В-третьих, подростки могут играть со смертью, прибегая к угрозе самоубийства как к последнему аргументу при выяснении отношений.

• Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у него – ничего.

Следует учитывать, что у подростков присутствует фактор высокой ранимости психики, в результате чего несовершеннолетний может отравиться даже из-за незначительного, по мнению взрослых, конфликта.

Переживания ребенка не должны оставаться без внимания взрослых. Родителям следует обращать внимания на следующие особенности, наличие которых должно стать поводом задуматься все ли благополучно с Вашим ребенком.

Изменения во внешнем виде и поведении

• постоянно тоскливое выражения лица, угрюмость, оцепенение;

• тихая монотонная и замедленная или ускоренная высоко эмоциональная речь, краткость ответов на заданные вопросы или молчание;

• причитания, склонность к нытью, ворчливость и брюзжание;

• приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и систематизация фотографий в альбоме, особенно, если ребенок раньше никогда ранее этого не делал;

• раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых;

• повышенный интерес к орудиям самоубийств, выяснение того как, сколько и каких таблеток нужно принять, чтобы уснуть и не проснуться, с какого этажа следует падать, чтобы разбиться насмерть.

• уменьшение или повышение массы тела, потеря аппетита или переедание.

Эмоциональные изменения

• скука, грусть, уныние, раздражительность;

• безразличное или враждебное отношение к окружающим;

• ощущение отчаяния и безысходности, физическое недовольство происходящим, беспричинный или мотивированный страх и тревога;

• постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.

Оценка собственной жизни

• пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего текущего положения, отсутствие планов на будущее;

• рассуждения об утрате смысла жизни, о смерти и самоубийстве, разговоры прощального характера.

Профилактика суицидального поведения подростков

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение – понятие более широкое и представляет собой проявление суицидальной активности. Суицидальное поведение помимо непосредственно суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.).

Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий.

К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Распознавание суицидального риска

Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

Выделяются внешние, поведенческие, словесные и ситуационные ключи суицидального риска.

На что обращать внимание во внешнем виде и поведении:

  • тоскливое выражение лица;
  • склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания;
  • гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица);
  • амимия (отсутствие мимических реакций);
  • тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов;
  • ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания;
  • общая двигательная заторможенность и бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване);
  • двигательное возбуждение;
  • скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание;
  • неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;
  • безразличное отношение к себе и своему внешнему виду, к окружающим – чувство «бесчувствия»;
  • тревога беспредметная (немотивированная) либо тревога предметная (мотивированная);
  • ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный;
  • тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;
  • оценка собственной жизни: пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событиях прошлого; пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем;
  • активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к специалисту за помощью) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
  • психосоматические симптомы: слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, резкое изменение веса, потеря аппетита или импульсивное обжорство, чувство душевной боли в груди, и в то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, нарушение менструального цикла;
  • избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчез­новения из дома, прогулы в школе);
  • безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
  • внезапное враждебное и рискованное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
  • внезапные проблемы в учебной деятельности: снижение концентрации внимания, падение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям;
  • противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, напри­мер: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, про­тиворечив в принятии своего решения о жизни и смерти;
  • приведение в порядок своих дел, отказ от личных вещей, раздача подарков.

Словесные ключи (что проговаривает ребенок):

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончиться!»);
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»);
  • уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.);
  • прощания;
  • самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю»  и т.п.);
  • сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Ситуационные ключи

  • любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону;
  • смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников;
  • семейные неурядицы;
  • неприятности с законом;
  • коммуникативные затруднения;
  • проблемы со школой или занятостью;
  • социальная изоляция, особенно от семьи или друзей;
  • хроническая, прогрессирующая болезнь;
  • нежелательная беременность.

Факторы, препятствующие возникновению

суицидального поведения у подростков:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства;
  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих: представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях, наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства.

ДЕСЯТЬ ОБЩИХ ЧЕРТ СУИДИДА

  1. Общей целью суицида является нахождение решения.
  2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.
  3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
  4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.
  5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, безнадежность.
  6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
  7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
  8. Общим действием при суициде является бегство от действительности.
  9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
  10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА

(ищите несколько признаков)

  1. Приведение своих дел в порядок, раздача ценных вещей, упаковывание. Человек был неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок, делает последние приготовления.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить. Появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.
  4. Письменные указания в письмах, записках, дневнике.
  5. Словесные указания или угрозы.
  6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  7. Бессонница.
  8. Попытки самоубийства в прошлом

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ

  1. Старайтесь сохранять в доме благоприятную эмоциональную обстановку.
  2. Будьте внимательны к своему ребёнку. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  3. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  4. Помогайте ребёнку в решение сложных жизненных проблем, объясняйте, информируйте, содействуйте в формировании позитивной оценки самых различных сторон жизни.
  5. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания молодёжи.
  6. Придерживайтесь демократического стиля воспитания. Такой стиль воспитания характеризуется проявлением тёплых чувств родителями и их детьми, наличием взаимопонимания между ними, умеренной дисциплиной и частым общением. Не применяйте физические наказания ни при каких условиях.
  7. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. "Что посеешь, то и пожнёшь!" – гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле – и есть Любовь в истинном её проявлении. Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

СОВЕТЫ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ

Наше настроение всецело зависит от нас самих. От того, каким образом мы воспринимаем жизнь, один и тот же день может показаться серым и мокрым или свежим и ярким. Ведь большие и маленькие радости случаются при любой погоде.

Если начали ощущать, что с вами что-то не так и грустные мысли одолевают всё с большей силой, старайтесь не оставаться в этом состоянии надолго – может затянуть. Ищите способы, которые помогут справиться с этим состоянием. И сегодня мы подскажем вам несколько таких методов.

Совет первый «Улыбка!» Улыбка? Да, именно она, госпожа Улыбка помогает снять напряжение с организма. Что помогает вызвать улыбку:

1. Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, научитесь себя контролировать. Не обижайтесь по пустякам, постарайтесь не ссориться с близкими вам людьми, прощайте их. Прощая, вы избавляетесь от гнева и мстительных чувств, которые разрушают в первую очередь вас самих.

2. Попробуйте смотреть на мир с юмором. Даже если вас оскорбили или вы попали в непростую ситуацию, всё равно улыбнитесь и скажите себе: «И это тоже пройдёт!». Невероятно, но у тех, кто искренне верит, действительно, всё плохое уходит.

3. Не сидите дома, обижаясь на весь мир! Можете не сомневаться: на улице, в компании друзей и знакомых настроение плохим не бывает. Доказано!

4. Внесите в свою жизнь элементы новизны. Психологи рекомендуют время от времени изменять устойчивые привычки – например, завести новое хобби или сменить стиль одежды. Ведь вы действительно ощутите значительные перемены: например, надев обувь на каблуках, станете выше, выпрямитесь и (главное!) начнёте ловить на себе заинтересованные взгляды противоположного пола. Ничто не действует так положительно на настроение, как внимание окружающих.

5. Научитесь расслабляться. Когда выполняете какую-нибудь нудную работу, думайте о чём-нибудь приятном. Например, о предстоящей встрече с друзьями или любимым. А еще расслабиться поможет аромолампа. Вот список эфирных масел, которые положительно влияют на настроение и душевное состояние: мандарин, апельсин, лимон, грейпфрут, бергамот.

6. Займитесь плаванием. Вода помогает телу отдохнуть и расслабиться, повышая тонус и настроение. Кроме того, возможность несчастного случая или травмы при плавании минимальна, в отличие от многих других видов спорта.

7. Остановитесь, оглянитесь... Иногда люди оказываются в западне просто потому, что не находят времени задуматься, в нужном ли направлении они двигаются. Следует вовремя наводить порядок в мыслях, целях, связях, так же, как вы регулярно делаете уборку в помещении.

8. Радуйтесь даже мелким успехам и маленьким достижениям. Жизнь слишком коротка, чтобы грустить и корить себя.

9. Сохраняйте чувство перспективы. Жизнь есть движение, и то, что сегодня представляется трагедией, возможно, завтра вызовет улыбку. Не зря ведь говорят - утро вечера мудрее.

10. Забудьте о неприятностях. Если вам хочется полежать в постели и пожалеть себя, лучше не идти на поводу у этого желания. “Двигайтесь - и ваши эмоции также станут более подвижными, - считает психолог Мэрион Дилворт. - Посмотрите фильм, сделайте уборку... Помните: вы несете ответственность за свои чувства и ощущения”.

11. Употребляйте продукты, вырабатывающие эндорфины, так называемые гормоны счастья. Побалуйте свой организм следующими продуктами: шоколад, бананы, грейпфрукт.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.